История иконы Селенгинского полка

Дата поста: 2014-08-27T07:54:28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Героические подвиги Селенгинского пехотного полка при обороне Севостополя и история обретения им иконы Печерской Божией Матери документально описываются в очерке «селенгинского гражданина» Григория Антоновича Кондакова «Историческая икона Божьей Матери в Селенгинске» (Иркутские епархиальные ведомости, №10 от 6 марта 1865 г.). 

В 1854 году, как только дошла весть до Селенгинска о геройских подвигах на Дунае соименному сему городу Селенгинского пехотного полка, селенгинские граждане сейчас собрали по добровольной подписке 211 р. сер. и препроводили их в пользу раненых и препроводили их в пользу раненных этого полка при следующем письме: 

«Удалённые на шеститысячно-вёрстном расстоянии от сердца России, мы, граждане селенгинские, поздно узнаём о тех событиях, которые волнуют наше любезное отечество, но узнавая поздно, мы не менее разделяем общия чувствования, одушевляющие народ русский. Все приносят в жертву отечеству посильныя приношения: кто на предстоящия приготовления военныя, кто в пользу воинов, кто для успокоения раненых. Несмотря на бедность нашего полуразрушеннаго и малолюднаго города, мы не можем отстать от прочих соотчичей, но не имея возможности принести большую жертву, ограничиваемся подпискою в пользу раненых славнаго и храбраго Селенгинскаго пехотнаго полка, ознаменовавшаго себя в настоящую войну 23-го числа октября прошедшаго года в упорном бою при Ольтенице и тем возобновляющаго воспоминание россиян о существовании нашего города, бывшаго некогда первенствующим в Забайкальском крае. Да будет лепта сия, как лепта убогой вдовицы, не от избытка, а от чистаго сердца принесена на священный алтарь нашего любезнаго отечества». 

Через два года Селенгинский полк отличился на новом боевом поприще в Крыму. Граждане селенгинские сделали вторичную подписку, по которой собрали 234 р. Серебром и отослали их при новом письме к подвижникам:

«Храбрые селенгинцы! Когда слава о ваших богатырских подвигах, с берегов Дуная, достигла до нашего отдалённаго городка Селенгинска, мы, сочувствую общему увлечению, принесли на алтарь отечества посильную лепту в пользу раненых ратных сотоварищей вашего полка. Теперь эта же стоустная слава донесла до нас весть о новых геройских делах ваших на новом боевом поприще, где вы, ночью, с 12 на 13 марта, содействуя защите Севостополя, беспримерной в военных летописях, с бесстрашием и непоколебимою отвагою, свойственною только русскому солдату, в глазах изумлённаго неприятеля воздвигли укрепление, оградили редут грудью своею, как гранитною стеною. Царь, Отечество и история одни могут наградить вас за такие подвиги!
Мы же, мирные жители Селенгинска, только можем удивляться и молить Всевышняго и его Святаго Угодника Георгия, да сохранит Он нас под сению своего святаго знамени и ниспослёт новыя победы. Как ничтожнейшую дань нашего удивления к доблестям вашим, мы, мирные селенгинцы, просим храбрых селенгинцев принять посильное наше приношение. Пусть оно будет каплею мёда, услаждающею труды вашей боевой жизни»

В ответе полка на оба письма, полученном в Селенгинске 10 июля 1856 г., писалось:

«Почтенные граждане города Селенгинска! В самый тяжкий период Севастопольской защиты, в августе прошедшаго года, когда редели ежедневно наши ряды, мы услышали ваш голос издалека, — привет нам соименных братий, голос, напомнивший нам, как смотрит на нас Отечество, вдохнувший в нас новыя силы, новую крепость!
Много жертв принесено войску во время настоящей войны всеми сословиями России; но мы не знаем жертвы, которая дала бы более права принявшим ею гордиться получением, чем жертва вами нам принесенная! Она, купленная потоками нашей крови, вызванная нашею славою, составляет честь нашу, нашу гордость! Мы приняли её во имя наших раненых товарищей, с тем восторженным чувством, с каким герои древняго Рима принимали венцы присужденные им народом.
Мы не отвечали вам, граждане Селенгинска, доселе потому, что хотели за вашу жертву отблагодарить вас приношением. Благому Провидению было угодно помочь осуществлению нашего желанию.
Одно приношение мы вам сделали 27-го августа прошлаго года, в тот незабвенный момент, когда мы трупами англичан завалили исходящий угол 3-го бастиона, именуемаго союзниками Большим Редантом, и вместе с нашими камчатскими товарищами не только вырвали из рук врага победу, но нанесли ему совершенное поражение.
Другое приношение мы вам делаем теперь вместе. На берегу речки Черной, в нескольких верстах от Севастополя, насупротив той местности, на которой происходила наша первая битва с союзниками 24-го октября 1854 года, в подножии скалы, увенчанной развалинами древняго Инкермана, известнаго в истории за 1500 лет до Р.Х., существуют пещеры, в которых, как говорит предание, в 90 годах по Р.Х. Св. Клемент, Папа Римский, проповедывал слово Божие диким обитателям края. У одной из этих пещер иссечен в скале скит и церковь Божия, лицем обращенная к позиции врагов, будто чудесный щит православия, принявшая на себя множество их смертоносных стрел, направленных на нас. Один из ударов этих принят Божественным Образом сим Печерской Богоматери, обмененным нами в разбитой обители Инкерманской. Мы вам его приносим, граждане города Селенгинска, да хранясь в Соборном храме вашем, напомнит он отдалённому потомству, что мы, носящие имя вашего города, сделали имя это страшным гордому Западу на высотах Инкерманских, во рвах Селенгинскаго редута и на высотах Большаго Реданта».

Икона хранилась в Селенгинской-Покровской церкви с. Новоселенгинск. Постановлением Президиума ЦИК БМАССР за № 26 от 16 апреля 1935 г. церковь была закрыта и передана райздравотделу на строительство больницы (НАРБ, ф. Р – 248, оп. 3, д. 207, л. 36). Здание самой больницы впоследствии сгорело.
Сама же икона поступила в фонды Антирелигиозного музея. В 1940-е гг. Антирелигиозный музей и вся его коллекция были объединены с Краеведческим музеем БМАССР, позже переименованный в Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. 
На данный момент Икона Печерской Божьей Матери является государственной частью Музейного фонда Российской Федерации и хранится в фондах Национального музея Республики Бурятия.