Декоративно-прикладное искусство

Коллекция декоративно – прикладного искусства представлена, в первую очередь, произведениями бурятских мастеров, работающих в различных видах прикладного искусства, а именно  художественной обработке дерева, металла, кожи, ткани, меха. Все эти виды складывались в эстетике повседневного труда и определялись условиями кочевого быта.  Музей располагает коллекциями народного костюма, расписной мебели, парадной сбруи и вооружения всадника, орнаментированных ковров из войлока, праздничной посуды и утвари из металла и дерева, украшений из мельхиора и недрагоценных сплавов.

В составе  коллекции имеются  храмовая утварь, костюм  и атрибуты участников Цам, предметы украшения храмовых интерьеров из тканей.

Фондовые коллекции располагают достаточно интересной коллекцией китайского, японского и в малой степени корейского искусства и представляют изделия из фарфора, керамики, дерева, металла, эмалей, кости, перламутра и тканей.

Коллекция ювелирных украшений представлена классическими образцами бурятского ювелирного искусства мастеров XVIII – XX вв. —  женскими и мужскими  украшениями бурят разных племен.

 

  • Гуу. Амулетница

    Конец XIX в. Забайкалье.
    Серебро, медь, коралл, цветное стекло; чеканка, филигрань
  • Курильница и лампада

    Атрибуты буддийского алтаря.
    ХIХ в. Китай
    Медь, латунь, эмаль; литье, перегородчатая эмаль
  • Шкатулка

    Автор А. Андриевский
    1983 г. Бурятская АССР
    Серебро, бумага декоративная; пайка, чеканка
  • Аяга (бур.). Пиала

    Чаша для питья напитков.
    Серебро, малахит; пайка, накладка, гравировка, чеканка прорезная, инкрустация
  • Сахарница

    Автор Д.С. Санжиев
    1980-е гг. Бурятская АССР
    Малахит, серебро; пайка, чеканка, филигрань накладная
  • Браслет и перстень

    Из комплекта женских украшений.
    Автор В.М. Жигжитов.
    1989 г. Бурятская АССР
    Серебро, коралл, малахит; пайка, чеканка, филигрань ажурная, инкрустация
  • Гуу. Амулетница

    Конец XIX в. Забайкалье.
    Серебро; литье, чеканка
  • Шэбэргэл-хонтуул

    Накосные украшения.
    Конец XIX в. Забайкалье.
    Серебро, коралл, бирюза; чеканка, гравировка, инкрустация
  • Хобол. Ароматница

    Кон. XIX – нач. XX вв. Китай.
    Серебро; ковка, чеканка ажурная, гравировка
  • Табакерка

    Автор С.А. Леонов
    1987 г.
    Серебро, коралл, нефрит; резьба, ковка, плетение, инкрустация, чеканка, гравировка
  • Перстень и браслет

    Из комплекта женских украшений.
    Автор Б.Б. Жамсаранов
    1984 г.
    Мельхиор, коралл, лазурит, чароит; чеканка, инкрустация
  • Стакан

    Автор Б.Г. Жамбалов (1952 г.р.), народный художник Бурятии, лауреат Государственной премии России (1991 г.)
    1990 г.
    Серебро; чеканка, пайка, гравировка
  • Гаhан (бур.). Трубка курительная

    Из комплекта мужских принадлежностей.
    Автор Х.Ж. Дашицыренов
    1984 г.
    Мельхиор, корень березы, коралл, лазурит; чеканка, филигрань
  • Ваза декоративная

    2014 г. КНР, провинция Цзянсу, г. Цзиндэчжень
    Фарфор, глазурь цветная, эмаль; роспись
    Ваза с яйцевидным, удлиненным книзу туловом, чрезмерно узким, коротким горлом и круто отогнутым раструбом. Покрыта ярко - красной глазурью и расписана матовым и блестящим золотом. В росписи древовидный куст пиона с пышными цветами и бутонами. Над кустом изображена бабочка. Ваза помещена и прочно закреплена на профилированную прямоугольную подставку из темно - коричневого пластика. Подставка покоится на угловых фигурных ножках из желтого металла с рельефным меандровидным орнаментом. На одной из сторон имеется накладная пластина из желтого металла с иероглифической надписью.
    Чрезмерно узкое горло вазы является символом "не растекания", сохранения тайн мироздания, превосходства высшего разума над силами рождения и смерти. Вазы красного цвета размещают в южной части любого помещения. Красный цвет на Востоке издавна считался символом радости, праздника.

  • Композиция скульптурная "Триада звездных духов"

    XIX в. Китай
    Агальматолит (стеатит); резьба объемная
    На трехступенчатой подставке из темно - красного агальматолита в виде выступа скалы стоят три фигуры длиннобородых старцев. Слева - Фу Син (звезда карьеры), в центре - Лу Син (звезда счастья) и Шоу Син (звезда долголетия). Все фигуры одеты в длиннополые платья с широкими рукавами. У Фу Сина и Лу Сина на голове шапочки чиновников. Фу Син держит на руках младенца, являющимся символом будущей карьеры, Лу Син свиток или папирус, а в руках Шоу Сина посох и персик, символизирующие долголетие. Фигурки крепятся посредством двух стержней, вставленных в отверстия на постаменте.
  • Лю Хар на трехлапой жабе, приносящей богатство

    XIX в. Китай
    Агальматолит; резьба объемная
    Вся статуэтка состоит из собственно фигуры и съемной подставки. Лю Хар сидит на спине трехлапой жабы, подогнув левую ногу под себя и грациозно изогнув туловище. В правой руке герой держит монету. Огромных размеров трехлапая жаба выполнена в грубоватой манере с большой степенью стилизации.